МБДОУ д/с №100 "Рябинушка" Город Таганрог Группа "Цветик-семицветик"

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей посредством взаимодействия с семьями воспитанников.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К.Суслова.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и Таганрога  в частности в последнее время стала очень актуальной.

Ростовская область многонациональна, чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать культуру, обычаи, и традиции других народов.

 Знакомство детей с  историко-культурными особенностями родного края обозначено в Стандарте дошкольного образования п. 2.11.2. ФГОС ДО «Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность»

Реализация данной темы требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Таганрог и Ростовскую область.

Целью своей работы по данному направлению я определила создание условий для формирования у старших дошкольников знаний о родном крае, национальных особенностях жителей родного города и великих земляках.

Для достижения поставленной цели необходимо было реализовать следующие задачи:

- познакомить с историей и культурой родного города;

- воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям других национальностей;

- вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством проведения совместных мероприятий.

Огромное значение в работе по данному направлению имеет краеведческий подход в образовании дошкольников. Данный подход даёт возможность выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с историей родного города, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Создание особой развивающей предметно – пространственной среды в группе и ДОУ будет способствовать развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно - прикладного искусства, фольклор, музыка).

Реализация цели и задач данной темы мной решались через систему мероприятий с педагогами, детьми и родителями в ДОУ, внедрение парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

Такая работа невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников, взаимодействия  под девизом: «Знания родителей и любовь к родному городу должны передаваться детям».

Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, совместные конкурсы, досуги и развлечения.

Так же для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды.

Возможно создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. 

 

Библиографический список:

1.  «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,

3. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.

 4. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам

Русской народной культуры» - СПб: Детство-Пресс, 2004г.

5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М: Творческий центр, 2004г.

6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009г.

7. Ренжигло А.Г. «Мой Таганрог» - Таганрог: Лукоморье, 2002г.

9. В.Н..Лукьяненко «Дошкольникам о Чехове»- Таганрог: Нюанс, 2011г.

11 марта 2019 в 16:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.